К 125-летию XVI Всероссийской промышленной и художественной выставки
Сегодня важная дата для Нижнего Новгорода. 125 лет назад в городе проходила XVI Всероссийская промышленная и художественная выставка.
Она развернулась на месте современного парка имени 1 Мая. Сейчас о грандиозном событии там ничего не напоминает, остаётся только представить, что в этом месте был уникальный ансамбль с павильонами, которые строили лучшие архитекторы.
Были выстроены здания окружного суда, биржи, банка, гостиниц. В Нижнем Новгороде был представлен первый русский автомобиль. Его двигатель и трансмиссия были изготовлены заводом Яковлева, а корпус, ходовая часть и колеса фабрикой Фрезе. Авто развивало скорость до 21 км/ч и проходил без дозаправки 20 км. В Нижнем начал работать водопровод и первая в Европе канализация.
Благодаря Всероссийской выставке нижегородцы смогли увидеть первые сеансы синематографа на Нижегородской ярмарке.
Здесь же изобретатель радио Александр Попов продемонстрировал сконструированный им прибор для записи электрических разрядов в атмосфере.
Заметки в газету о ключевых события Выставки писал Максим Горький, а фотокорреспондентом в это время был Максим Дмитриев.
Мы составили маршрут по локациям «Великой выставки», которые сохранились до наших дней.
Пакгаузы на Стрелке
Ажурные металлические конструкции были основой павильонов Центрального здания Выставки 1896 года (а до этого ещё и Московской выставки 1882-го). После её завершения каркас выкупили, перенесли на Сибирскую пристань и использовали как основу для складов. На пакгаузах в преддверии 800-летия Нижнего прошли противоаварийные работы, им вернули исторический цвет. Внутри конструкций планируется разместить концертный зал и галерею.
Первая трамвайная линия
К открытию Выставки в городе появилось немало технических решений, причём не только впервые в Нижнем Новгороде, а вообще в России. Запустили новый для города транспорт — электрический трамвай. Вагон под названием «Эрликон» привезли из Бельгии. Этот тип вагончика сегодня можно увидеть в Музее электротранспорта (ул. Ивлиева, 1). Об этом событии также напоминает арт-объект на улице Большой Покровской (около дома № 15) — памятник первым трамвайным линиям.
Фуникулёры
У первых трамваев не хватало мощности подняться на склоны. Для этого в городе построили фуникулёры — Кремлёвский и Похвалинский элеваторы. Подъёмник у стен кремля восстановят к 800-летию Нижнего.
Шуховская башня
Именно в Нижнем Новгороде инженер Владимир Шухов получил всемирную известность. На Выставке он впервые продемонстрировал новаторские конструкции: гиперболоидную водонапорную башню и сетчатые своды. Самая зрелищная Шуховская башня в регионе находится на Оке.
Нижегородский театр драмы имени Горького
Выставка не обошлась и без культурных событий. В это время открывается Нижегородский драматический театр — преемник публичного театра князя Шаховского. На премьере спектакля выступил Фёдор Шаляпин.
Картина Маковского «Воззвание Минина к нижегородцам»
Константин Маковский работал над картиной около 20 лет! Её размер — почти 6х7 метров. Под масштабное полотно на Выставке строился отдельный павильон. Сейчас работа хранится в Доме Сироткина на Верхне-Волжской набережной, филиале НГХМ.
Дмитриевская башня кремля
Сегодня это центральная башня Нижегородского кремля, один из самых узнаваемых символов города. Построили её в начале XVI века. Но с 1867 года башня пустовала и приходила в упадок. Однако в 1894 году было решено реконструировать её в преддверии Выставки. В обновлённой башне разместился художественно-исторический музей, который посетил император Николай II.