Ландшафтный фестиваль «Культурный сад»
Автор проекта
Марина Родионычева
к рассмотрению
Сроки реализации проекта
01.09.2022 — 30.06.2023
Целевая аудитория проекта
1. жители Нижнего Новгорода (семьи с детьми, семейные пары и молодые люди до 35 лет), туристы - основные посетители садов и участники мероприятий событийной программы фестиваля; 2. профессиональное сообщество: архитекторы, дизайнеры, ландшафтные архитекторы, городские художники и др.; 3. сообщество местных гидов, экскурсоводов, культурологов - стейкхолдеры проекта; 4. творческая молодежь: местные музыкальные группы, современные художники, блогеры; 5. сотрудники музеев, деятели культуры - стейкхолдеры проекта; 6. дети из детских домов и дети с ограниченными возможностями (сотрудничество с благотворительным фондом).
Актуальность проекта для целевых аудиторий
Актуальность и ценность проекта мы видим в 2 направлениях. Первое — «проект о людях»: о исторических личностях Нижнего Новгорода, о которых мы рассказываем через визуальные образы в садах, и о современных нижегородцах, кто вместе с нами участвуют в организации фестиваля. На подготовительном этапе мы фокусируемся на изучении истории места через экспедиции с местными жителями и экскурсоводами, проводим культурологические исследования, интервью с горожанами и сотрудниками музеев.Такие форматы взаимодействия важны для того, чтобы достоверно передать историческую составляющую и отразить смыслы в элементах дизайна и обустройства территорий. Таким образом, фестивальные сады транслируют временной отрезок в истории города, рассказывают о исторических личностях и их достижениях и по сути формируют новую образовательную экскурсионную программу.В своей работе мы используем методы партисипации, что позволяет сформировать вокруг территории городское сообщество, состоящее из горожан, активистов, представителей администрации, локального бизнеса, представителей экспертного сообщества и других заинтересованных сторон для организации дальнейшей совместной деятельности на территории. В 2021 году в проект было вовлечено около 350 нижегородцев, которые участвовали в разработке дизайн-проектов, подготовке территорий в рамках субботника, в строительстве фестивальных садов и в организации событийной программы. В 2022-2023 годах планируется вовлечь в проект более 400 горожан.Второй аспект значимости и актуальности — это «проект для людей»: в рамках событийной программы мы вовлекаем местных гидов и профессиональных экскурсоводов Нижнего Новгорода и рассказываем им о проекте, о том как создавались сады, о смыслах и наполнении локаций. После сады становятся новой городской достопримечательностью и включаются в туристические маршруты. Результаты первого года фестиваля показал, что проект актуален и значим для города: - в 2021 году сады и мероприятия фестиваля посетило более 20 000 человек;- 6 мероприятий культурной направленности были инициированы и самостоятельно организованы нижегородцами в садах фестиваля;- в рамках всероссийского форума «Среда для жизни», проходившего в Нижнем Новгороде, ландшафтный фестиваль признан одной из лучших практик по территориальному развитию.
Цель проекта
1. Обратить внимание нижегородцев и гостей города к объектам культурного наследия Нижнего Новгорода, как уникальной городской ценности. Сформировать новый подход работы с городскими территориями и создать уникальные пространства с отражением местного контекста и истории.
2. Популяризация культуры садово-паркового искусства. Создание традиции проведения ландшафтных фестивалей в Нижнем Новгороде, отвечающих на городские вызовы.
3. Формирование и развитие локального сообщества, включающего местных жителей, экспертов, деятелей культуры, волонтеров, творческой молодежи и тд. Повышение культуры организации дворовых пространств.
Задачи проекта
1. Проведение культурологических исследований.
2. Проведение конкурсного отбора, сборка 2-х команд для создания дизайн-проектов фестивальных садов.
3. Проведение установочной сессии со стейкхолдерами и командами фестиваля.
4. Разработка дизайн-проектов фестивальных садов.
5. Согласование дизайн-проектов фестивальных садов.
6. Подготовительный этап.
7. Благоустройство 2 новых общественных пространства Нижнего Новгорода, создание новых точек отдыха и целостного музейно-прогулочного маршрута по набережной.
8. Организация и проведение событийной программы проекта.
9. Административное управление проектом.
Наличие социальных эффектов. Количественные показатели
- информационный охват населения Нижегородской области (в том числе целевых групп) культурно-массовыми мероприятиями фестиваля в течении реализации проекта: от 200 тыс. чел.;
- общее количество посетителей фестиваля среди целевых групп (в том числе мероприятий) в течении реализации проекта: не менее 10 тыс. чел.;
- создание доступных к обозрению фестивальных садов: 2 шт.
Наличие социальных эффектов. Качественные показатели
Вовлечение жителей и сообществ города на всех этапах реализации фестиваля ведет к повышению уровня ответственности за город, укреплению гражданской позиции, мотивированию к созидательной деятельности, в том числе у маргинализированных слоев населения. Кроме того, проект имеет важную социальную направленность. В рамках ландшафтного фестиваля в 2021 году для детей из Дальнеконстантиновского детского дома провели мастер-класс по ботанической живописи. 2023 год не станет исключение и в рамках сотрудничества с Благотворительным фондом Алиса (https://fondalisa.ru/) будут организованы совместные мероприятия для детей из подопечных детских домов, что ведет к их мягкой социальной адаптации.
Наличие образовательного эффекта. Количественные показатели
- организация и проведение мероприятий культурной и просветительской направленности в рамках фестиваля с представителями творческой молодежи: не менее 10 мероприятий;
- привлечение экспертов из профессионального сообщества: не менее 3 человек.
Наличие образовательного эффекта. Качественные показатели
Ландшафтный фестиваль «Культурный сад» — это проект и о просвещении нижегородцев о своей культуре и быте: объединенные одним смыслом фестивальные сады — это открытая уличная экспозиция, транслирующая культурную идентичность и ценности. Мы используем интерактивные приемы, которые помогают творчески подходить к просвещению и легкому изучению истории места посетителями. В рамках фестиваля проводятся просветительские и образовательные мероприятия, повышающие как общие знания о городском озеленении, так и творческие навыки: мастер-класс арбориста, выездные практикумы, на которых рассказывают об уходе за зелеными насаждениями и об их разнообразии, мероприятия от смежных креативных индустрий (активное взаимодействие с художниками, музыкантами, кулинарами, фотографами и представителями других уникальных нижегородских креативных индустрий).
Наличие экономического эффекта. Прямые экономические эффекты
Формирование пространства экономически привлекательного для потенциальных спонсоров и меценатов. Достижение экономических эффектов оценивается количеством средств привлеченных в рамках софинансирования проекта. Эффект также имеет пролонгированное действие.
Наличие экономического эффекта. Косвенные экономические эффекты
Реализация проекта положительно скажется на социально-экономическую обстановку микрорайона, прилегающего к Верхне-Волжской набережной. Модернизация пространств позволит создать новые точки притяжения для жителей и гостей города, что увеличит экскурсионный и туристический поток, а также повысит среднее времяпрепровождение туристов и экскурсантов на территории. Это в свою очередь, положительно скажется на налоговых поступлениях в городской бюджет, поскольку туристы и экскурсанты будут пользоваться услугами, которые предоставляют местные компании. Развитая социальная инфраструктура и модернизированные общественные пространства являются важным фактором при выборе места жительства, в связи с чем можно прогнозировать рост стоимости недвижимости, находящейся в пешей доступности от данной территории. Кроме того, наблюдается прямая зависимость между благоустройством общественного пространства и открытием новых точек предпринимательской деятельности вблизи данного пространства, что также повлечет за собой создание новых рабочих мест и, следовательно, увеличение налоговой базы.