Музейная карта Нижнего Новгорода
Автор проекта
Ира Маслова
к рассмотрению
Целевая аудитория проекта
В первую очередь — нижегородцы, которые НЕ ходят в музеи, потому что не знают о них и не могут сориентироваться в появившемся многообразии выставочных площадок. Туристы, которые не ориентируются в нижегородских музеях. Посетители нижегородских музеев, которые зашли в один музей и готовы заинтересоваться другим. Музейные работники, которым карта поможет рассказать о себе. Блогеры, которые популяризируют Нижний Новгород. Школьные группы, которые испытывают недостаток программ дополнительного образования. Компании, которые занимаются организованным туризмом (туристические компании, организаторы студенческих и школьных поездок).
Актуальность проекта для целевых аудиторий
В Нижнем Новгороде свыше 60 музеев, но в туристические путеводители последних лет попадают максимум 15-20 из них. Для туристов, приехавших в город на 1-2 дня 10-20 музеев на выбор – достаточно, но не для нижегородцев, готовых открыть для себя весь культурный потенциал города. Многие музеи о существовании которых многие даже не подразумевают, жалуются на отсутствие интереса со стороны публики, несмотря на достойную экспозицию. Найти доступную информацию для первого визита в музей на сайтах многих, в том числе некоторых крупных музеев, бывает непросто даже опытному интернет-пользователю. По данным нашего опроса, нижегородцы затрудняются назвать больше 25 музеев и практически не знают их верное название, плохо ориентируются в музейных программах, не знают о льготах и возможностях. К 800-летию открылось и обновилось много новых площадок, о которых, несмотря на активную информационную поддержку, очень мало знают (Манеж, Русский музей фотографии, корпуса НГХМ, «Река-река», музей Сахарова, а также выставочные площадки в «Рекорде», Филармонии и в Доме Архитектора, а также частные площадки — Палата ремёсел,музей Надежды Ламановой, Музей “Назад в СССР”, Студия “Тихая”, 1221, Терминал А, а также культурные пространства «Заповедные кварталы» и «Красный просвещенец»). Большая проблема Нижнего Новгорода — отсутствие полного централизованного информирования о деятельности нижегородских музеев. Кроме того, информация в имеющихся путеводителях, по нашим наблюдениям и жалобам коллег-музейщиков, к сожалению, содержит ошибки, неточности, устарела и не даёт посетителю достаточно данных для планирования визита в музей.
Цель проекта
Главная цель — сделать нижегородские музеи доступными, понятными и, как следствие, более посещаемыми.
Косвенная цель — создать повод для консолидации музейного сообщества.
В цели проекта входит запуск тиражируемого продукта – музейной карты Нижнего Новгорода.
Задачи проекта
Разработать макет двусторонней музейной карты.
Печать и распространение карты формата А3 пробным тиражом 3325 экземпляров.
Собрать наиболее полный каталог нижегородских музеев, учитывая специализированные, корпоративные и работающие по запросу, а также арт-пространства и площадки, на которых эпизодически происходят выставки. Актуализировать информацию и уточнить не только часы работы и стоимость билета, но и наличие бесплатных дней, экскурсий и их стоимости. Выработать комфортное и для работников музеев, и для посетителей название, найдя баланс между официальным и народным названием (для сравнения: Главное здание ГБУК НО НГИАМЗ или “Усадьба Рукавишниковых”).
Составить удобную для пользователя карту-схему расположения музеев, включая удалённые от центра.
Разработать графическое и художественное оформление карты, достойное современного культурного продукта.
Организовать и провести информационную поддержку проекта, включая специальные экскурсии-презентации по музеям города, которые помогут и туристам и нижегородцам составить свой новый культурный маршрут или расширить привычные сценарии познавательного досуга в городе.
Наличие социальных эффектов. Количественные показатели
Нижегородцы станут посещать большее количество музеев!
Туристы за короткий визит смогут успеть посетить не 2-3 самых доступных и известных музея, а 4-5 площадок, включая бесплатные и малоизвестные.
Школьные и студенческие группы включат в свои маршруты не 2-3 самых известных музея, а 3-4, включая бесплатные, и добавят к списку рекомендуемых для посещения в свободное время на выбор 5-10 площадок в зависимости от специфики группы. Туроператоры включат в свои программы дополнительно 2-3 музея из неизвестных им ранее и передадут туристам рекомендации по посещению всех музеев, указанных в карте.
Наличие социальных эффектов. Качественные показатели
Проект при должном масштабировании до регулярного снабжения культурных площадок и общественных заведений музейными картами однозначно повысит общий уровень городской культуры. Мы рассчитываем, что проект совершит прорыв и, в буквальном смысле, покажет нижегородцам, как открывается дверь в музей: они узнают о его существовании и поймут на собственном опыте, что там интересно. Кроме личного эффекта, который испытает отдельный посетитель музея в плане расширения своей картины мира, популяризация музейной культуры поспособствует появлению новых культурных проектов: посетив музей, человек обнаружит у себя интерес к коллекционированию или возможности рассказать миру о каком-то уникальном явлении. Цель музейной деятельности состоит не только в том, чтобы показать собрание ценностей, но и в том, чтобы изучать и делиться результатами своей работы с самой широкой публикой, а также обеспечивать посетителей корректной и исчерпывающей информацией об условиях своей работы; чтобы исследовать и показывать неизученные ранее явления. Популяризация музейно-выставочных площадок однозначно приведёт к тому, что появятся новые талантливые работники культуры и новые проекты.
Наличие образовательного эффекта. Количественные показатели
10 бесплатных экскурсий по музеям для групп по 40 человек, итого 400 человек посетят 2 маршрута под названием “Десять музеев. Инструкция”.
2 маршрута экскурсии, каждый по 10 музейно-выставочным площадкам будут разработаны для повторения за рамками проекта
Более 60 музеев войдёт на карту, из них более 30 — с точным размещением на схеме и более 20 — только в списке, без отметки на карте.
Более 30 встреч будет проведено с сотрудниками музеев, каждая из которых поднимет значимость популяризации и музея, повышения доступности и прозрачности предоставляемых услуг.
1 презентация проекта с ожидаемым посещением около 50 человек и информационным охватом до 20 000 человек пройдёт в завершении проекта
Наличие образовательного эффекта. Качественные показатели
Насколько нам известно, последний раз масштабный справочник о действующих нижегородских музеях был издан в 2001 году, став библиографической редкостью. В связи с чем, подготовка и выпуск большой музейной карты-каталога о городе может стать важнейшим этапом в продолжении работы над этим направлением, что важно для профессионального музейного сообщества, посетителей и для всех, кто работает с музеями города. Особенно остро проблема недостатка централизованной информации о нижегородских музеях сказывается на школьниках и студентах для многих из которых, в отличие от сверстников из других регионов России, музеи не являются полноценной площадкой дополнительного образования и досуга. Наличие конкурентоспособных, разнообразных по содержанию и формам подачи информации источников о культурном потенциале города, который сосредоточен в том числе и в музеях, необходимо всем, кто занят вопросами организации процессов дополнительного образования, корпоративного досуга и для развития креативной среды региона в целом.
Наличие экономического эффекта. Прямые экономические эффекты
Увеличение посещаемости нижегородских музеев. Из расчёта использования в 1 музее, в среднем, 20 карт в день и посещения каждым пятым посетителем дополнительно к музею, где он взял карту, минимум одной площадки в течение месяца, получаем:
25 мест расположения карт, 20 карт используется в день, итого 500 карт в день, 13 000 карт в месяц (26 рабочих дней музея). Каждый пятый посетитель посетит дополнительно 1 площадку — плюс 2600 посещений музейно-выставочных учреждений. Приняв треть из этих посещений платными со стоимостью 200 рублей за билет, получим 867 х 200 = 173 333 рубля в месяц дополнительного дохода музейных площадок, или более 2 млн руб в год.
Художественно оформленная карта большого формата может распространяться в музейных магазинах, принося до 1000 рублей прибыли сверх себестоимости. Прогнозируемые продажи в 7 точках по 10 штук в месяц принесут 70 000 прибыли в месяц, до 1 миллиона прибыли в год, учитывая продажу на ярмарках — более 1 миллиона в год.
Наличие экономического эффекта. Косвенные экономические эффекты
Современный музей так или иначе участвует в процессе изучения, накопления и репрезентации культурного капитала региона, является важнейшим звеном формирования локальной идентичности и туристической привлекательности области. Создание информационно-справочного продукта о такой насыщенной и важной для города системе, как городские музеи – первый шаг, база для любого творческого и образовательного проекта, работающего над выявлением культурного и туристического потенциала региона. Подготовка и введение в работу подробной и наглядной карты музеев имеет не только прикладное значение (для туристов), но станет базой для дальнейшей творческой, научной, справочной работы по созданию новых информационных продуктов о нашем городе, которых ему, на наш взгляд очень не хватает.