Подружиться с глиной
Автор проекта
Соломкина Ольга Анатольевна
к рассмотрению
Сроки реализации проекта
03.09.2022 — 30.04.2023
Целевая аудитория проекта
Учащиеся 7-9 классов ГКОУВУ «Специальной школы № 27 открытого типа для детей с девиантным поведением» Автозаводского района г. Нижнего Новгорода. Подростки 14-17 лет с устойчивым противоправным поведением, имеющие низкую мотивацию к обучению, склонные к употреблению психоактивных веществ, проявляющие девиантное и аддиктивное поведение.
Актуальность проекта для целевых аудиторий
Сегодня одна из актуальных проблем современного общества – воспитание личности, готовой жить в меняющихся социальных и экономических условиях. На текущий момент социальное становление личности ребенка является одной из наиболее важных задач нашего государства.Подростковый возраст – один из наиболее сложных периодов развития человека. Условия городской среды обуславливают формирование у подрастающего поколения специфической системы ценностей. Кардинальные перемены, происходящие в российском обществе, повлекшие за собой трансформацию традиционных институтов и образа жизни, усложнили процессы социализации детей и подростков. Затянувшийся социально-экономический кризис в стране, утрата нравственных и духовных ценностей прямо пропорционально отразилась на подрастающем поколении. Сегодня для того, чтобы максимально раскрыть талант ребенка, недостаточно просто получить общее образование. Для этого необходимо посещать дополнительные кружки и секции, заниматься с профессиональными педагогами, участвовать в конкурсах, фестивалях, и постоянно совершенствоваться. Для такого профессионального роста необходимы финансовые ресурсы, потому что большинство дополнительных кружков и секций сегодня платные. Помимо этого необходимы материалы для дополнительного образования, что тоже достаточно затратно.Дети-подростки с девиантным поведением считаются наиболее уязвимой целевой группой.Актуальность творческого развития данной целевой группы подтверждается специалистами кураторами, а также руководителями организаций, специализирующихся на данной категории подростков. Они готовы к сотрудничеству для осуществления обучения креативных творческих навыков у своих подопечных.Наша мастерская "Аксоль" хочет дать подросткам возможность погрузиться в мир профессиональной деятельности гончара керамиста, так как в повседневной жизни у них нет пока такой возможности. В учреждениях, где обучается и проживает наша целевая группа, дефицит кадров, крупицы творческого развития организованы в рамках общеобразовательного процесса, и этого, конечно же, не достаточно.Этих подростков никто не водит в учреждения дополнительного образования и на творческие мероприятия. Чаще всего решаются проблемы их адаптации в обществе, проблемы психологического характера, поэтому творческое развитие отодвигается на второй план. Стоит отметить, что подростки - это та категория лиц, которая находится на пороге взросления и профессионального самоопределения. Подростковый возраст - это оптимальный возраст для выявления таланта, проявления способностей. Но и достаточно уязвимый возраст, так как он сопровождается множеством психологических проблем, ярко проявляющихся в период пубертата.Керамика - своеобразная терапия для всех возрастов. Здесь открывается возможность проявить воображение, развить образное мышление, получить положительные эмоции, своеобразную психологическую разгрузку. Работа с цветом и фактурой керамики снимает психологические блоки, расслабляет мышечные зажимы, кроме того, развивается мелкая моторика, что благотворно влияет на развитие памяти и мышления.Когда дети обучаются профессиональному гончарному делу и у них получается создавать серьезные креативные, гончарные произведения, они получают внутренние удовлетворение от своего труда и творчества, повышают свою самооценку, а также профессионально растут. Эта целевая группа остро нуждается в решении данных проблем, а тем более подростки, которые становятся очень критичными к себе, чувствительными к своим неудачам и оценке со стороны окружающей среды. Подросткам, оказавшимся в сложной жизненной ситуации, необходимо получать положительные эмоции, и они находятся в постоянном поиске этих ощущений.Мы хотим с помощью нашего проекта "Подружиться с глиной": - дать возможность подросткам – воспитанникам специализированных организаций ощутить эти положительные эмоции, сформировать мотивацию к творческому развитию, поднять самооценку и улучшить их психоэмоциональное состояние с помощью процесса работы с глиной, а возможно кто-то из них приобретет начальные профессиональные навыки в гончарном ремесле;- пробудить у подростков познавательный интерес к изучению своего города, его истории, традициям и архитектуре;- помочь участникам проекта сформировать представления о ценности объектов культурного наследия Нижнего Новгорода.Занятие керамикой – это, прежде всего, средство развития сферы чувств, эстетического вкуса, разума и творческих сил, творческая работа ребенка с пластичным материалам, в процессе которой он создает полезные и эстетически значимые предметы и изделия для украшения и быта.
Цель проекта
Повышение доступности получения практических знаний и навыков для
учащихся 7-9 классов ГКОУВУ «Специальной школы № 27 открытого типа для детей с девиантным поведением» Автозаводского района г. Нижнего Новгорода с целью профилактики нетипичного поведения и позитивного формирования их индивидуальных интересов, содействие их социализации, творческой реабилитации и получению профессиональных навыков за счет организации 36 групповых занятий по керамике с мастерами в этой области до апреля 2023 года.
Задачи проекта
- Заключение соглашений с организациями, специализирующимися на подростках с девиантным поведением ГКОУВУ "Школа 27 открытого типа для детей девиантного поведения" и АНО Лучшее в тебе.
- Подготовка и составление познавательной интересной программы об истории Нижнего
Новгорода и его достопримечательностях для изучения на занятиях керамикой и гончарным
делом;
- Подготовка помещения, материалов и инструментов для практических занятий;
- Популяризация и пробуждение интереса у детей с к истории Нижегородского края и
традициям народного творчества;
- Изучение истории Нижегородского края через ремесленные традиции и творчество;
- Проведение серии лекций и творческих занятий для детей с девиантным поведением;
- Доработка изделий, выполненных детьми (глазуровка, обжиги);
- Организация выставки детских работ и подведение итогов проекта.
Наличие социальных эффектов. Количественные показатели
- 60 подростков с девиантным поведением;
- 60 семей благополучателей, в которых проживают подростки с девиантным поведением;
- 5% сложных подростков, проживающих в Нижнем Новгороде, подопечных ГКОУВУ "Школа 27 открытого типа для детей девиантного поведения" станут участниками проекта, что положительно повлияет на их психо-эмоциональное состояние;
- 6 лекций по краеведению и архитектуре Нижнего Новгорода, о его достопримечательностях и культурном наследии;
- 36 групповых занятий по керамике;
- 12 часов практических занятий для каждого ребенка, на которых он улучшит свое эмоциональное состояние;
- 50 изделий, изготовленных участниками проекта, представлены на выставке;
- Тематическая выставка творческих работ с охватом более 1000 человек;
- 20000 человек ознакомятся с проектом в соцсетях.
Наличие социальных эффектов. Качественные показатели
Через творчество, через процесс создания креативно нового, отличающегося неповторимостью, оригинальностью, дети научатся:
- ценить свой труд;
- видеть красоту созданных своими руками предметов искусств;
- сопоставлять и анализировать, комбинировать и презентовать свои умения;
Одним из наиболее эффективных творческих процессов в керамике является ручной труд. Через эту деятельность более гармонично развивается:
- интеллект;
- формируется психика ребенка, сферы чувств, эстетического вкуса, разума и творческих способностей.
В ходе гончарных занятий у участников проекта:
- развиваются тонко координированные движения – точность, ловкость, скорость;
- развиваются внимание, усидчивость и терпеливость.
В ходе социокультурной реабилитации детей с девиантным поведением:
- рушатся внутренние барьеры;
- исчезают страхи участия в творческом процессе;
- повышается самооценка;
- меняются взгляды, рушатся сложившиеся стереотипы из его прежней жизни и выравнивается поведение.
Наличие образовательного эффекта. Количественные показатели
- 5 обученных волонтеров;
- 60 сложных подростков, посетивших занятия керамикой и получивших навыки в работе с глиной;
- 6 лекций по краеведению и архитектуре Нижнего Новгорода, о его достопримечательностях и культурном наследии;
- 36 групповых занятий по керамике;
- 360 керамических изделий с достопримечательностями и архитектурными сооружениями Нижнего Новгорода, выполненных самостоятельно сложными подростками;
- 12 часов практических занятий для каждого ребенка;
- 50 изделий, изготовленных участниками проекта, представлены на выставке.
Наличие образовательного эффекта. Качественные показатели
Керамика + История = Применение креативных современных подходов в
работе с глиной и педагогике.
Керамические работы, выполненными детьми с девиантным поведением в рамках проекта, будут знакомить гостей нашего города с историей Нижегородского края во время туристических экскурсий.
В ходе нашего проекта "подружиться с глиной ": у нашей мастерской появится возможность
- Дать подросткам – воспитанникам специализированных организаций возможность ощутить положительные эмоции, сформировать мотивацию к обучению и творческому креативному развитию с помощью процесса работы с глиной;
- У сложных подростков пробудится познавательный интерес к изучению своего города, к его истории, традициям и архитектуре;
- У участников проекта сформируется представления о ценности объектов культурного наследия Нижнего Новгорода;
- Занятие керамикой повлияет на средство развития сферы чувств, эстетического вкуса, разума и творческих сил, креативного подхода к творческой работе подростка с пластичным материалам, в процессе которой он создает полезные и эстетически значимые предметы и изделия для украшения быта.
Наличие экономического эффекта. Прямые экономические эффекты
После завершения проекта «Подружиться с глиной» должен наблюдаться прирост доходов в гончарной мастерской по сравнению с прошлым годом, что будет обусловлено положительным экономическим эффектом. Размер роста дохода будет составлять 200 000р. включая расходы на материалы налоги и зарплату.
Экономический эффект предполагает, что наша мастерская Аксоль сможет учесть потребности подростков, попавших в сложную жизненную ситуацию, исследовав их творческие возможности, спланировав правильный график работы и оптимизировать его деятельность так, чтобы потребности подростков с девиантным поведением в творческой реализацией были удовлетворены (полностью или частично).
Наличие экономического эффекта. Косвенные экономические эффекты
Профессиональная реабилитация предусматривает обучение или переобучение подростка доступным для него формам труда, поиск для него рабочего места с облегченными условиями труда и сокращенным рабочим днем.
На сегодняшний день значительная часть несовершеннолетних сложных подростков заинтересована в самостоятельных заработках.
Основными мотивами являются:
- необходимость оказания помощи родителям из-за нестабильного материального положения семьи;
- работа является средством удовлетворения личных потребностей (желания иметь карманные деньги и покупать дорогие вещи. Например- смартфон, модную одежду, велосипед и т.д.);
- стремление самоутвердиться.
Устраиваясь на временную работу, подростки проходят все этапы трудоустройства, получают первые навыки собеседования с работодателем, а потом и навыки самостоятельной трудовой деятельности.
В настоящее время Трудовым Кодексом установлен возраст, с которого несовершеннолетних могут принять на работу – 16 лет. Возможно трудоустройство и в более молодом возрасте, но такие случаи регламентируются отдельно и обязательно с письменного согласия родителей.
После приобретения навыков в завершении проекта «Подружиться с глиной» можно предлагать подросткам подработку в нашей мастерской.
Наша мастерская сможет разработать сувениры и в дальнейшем сможет привлекать подростков к производству этих сувениров, тем самым дать городу рабочие места для трудных подростков.
Деньги, заработанные самостоятельно, однозначно повысят самоуверенность и самооценку. Это значительно ускоряет процесс становления личности.
Во-вторых, подросток осознает свои способности в «гончарном мире» и эти перемены в жизни положительным образом отразятся на будущем выборе профессии.
А так же можно предлагать подросткам дальнейшее обучение в колледжах по творческим специальностям (художник, декоратор, модельер-конструктор, ювелир, ландшафтный дизайнер и т.д.). , таким образом можно предположить что какой то процент детей заинтересуется будущей творческой профессией и трудоустройство будущих специалистов может быть экономически выгодно как им, так и принимающей организации-работодателю и государству в целом.