Особенное из Нижнего
Автор проекта
Краюшкина Елена Валентиновна
к рассмотрению
Сроки реализации проекта
01.09.2022 — 31.12.2023
Целевая аудитория проекта
Туристы и гости Нижнего НовгородаПредприятия народных художественных промыслов Нижегородской областиОтельеры и другие представители туристической инфраструктуры Нижегородской области
Актуальность проекта для целевых аудиторий
В настоящее время имеют место три ключевые проблемы в российском обществе, относящиеся к сфере традиционных промыслов. Очевидно, что нынешняя международная политика подчинена идеям однополярности и евроатлантического доминирования. Они оказывают сильнейшее негативное воздействие на российскую культуру. (газета АиФ от 6.04.2022 "Культура массового поражения") Социальная сеть фейсбук продолжает блокировать пользователей за употребление названия «хохлома» в постах и комментариях, принимая его за созвучное уничижительному выражению «хохлы» по отношению к гражданам Украины. Матрешка на страницах западныхжурналов изображается с автоматом наперевес... Как еще далеко может зайти культурное наказание нашей страны и как помочь всемирноизвестным промыслам пережить период санкций и репрессий? Несомненно, наше общество сейчас сплотилось и настроено максимально патриотично и казалось бы должно поддержать все русское, но встает другая проблема - не модность, не креативность, не молодежность традиционно выпускаемых продуктов. Опрос ифокус-группы проведенный маркетинговой компанией "Стась маркетинг" (приложены к проекту) показывают, что не смотря на всеобщую узнаваемость изделия предприятий народных промыслов приобретаются всего лишь 15 % опрошенных и в основном для подарка возрастным группам населения (юбилеи, выход на пенсию, как сувенир при поездках в другие регионы и государства) Проект "Особенное из Нижнего" нацелен на сохранение, популяризацию народных художественных промыслов Нижегородской области , как одной из ключевых основ идентичности, а также их глубокую интеграцию в общественное потребление и в условиях глобальной русофобии. На текущий момент в России, и в мире в целом процессы глобализации формируют серьезные вызовы и угрозы сохранению самобытности и народных традиций Российской Федерации. Это приводит не только к утрате брендовых российских продуктов, но и обнищанию аутентичности культур наших народностей. При этом, в противовес вышесказанному, на территории России наблюдается рост интереса к самобытной продукции : туристы узнают культуру территории через знакомство с декоративными и сувенирными изделиями,сложилась и востребована особая потребительская культуру русского стиля. Это мощный стимул для колабораций различных креативных индустрий (дизайна, моды и т.д.) и народных художественных промыслов, вовлечения в процесс создания традиционных изделий молодого, креативного поколения и выведения на рынки для гражданского потребления современного утилитарного продукта с "русским кодом"Туристы и гости Нижнего Новгорода во время визита узнают о богатой истории и особых традициях региона, к которым относятся и народные художественные промыслы. Всемирно известные хохлома, матрешка, городецкая роспись , утонченная филигрань и чкаловский гипюр не оставляют равнодушных. Это осязаемое наследие и его хочется взять с собой. Не всем удается посетить удаленные фабрики, не все успевают в специализированные магазины, не все готовы приобрести оригинальные, дорогостоящие вещи, но аутентичность места запечатлеть памятным сувениром хотят почти все. И этот сувенир должен отражать их ожидания: быть функциональным, доступным по цене , стильным и современным. А самое главное процесс его приобретения был бы прост, понятен и быстр. В настоящее время такого предложения от предприятий народных художественных промыслов нет.Предприятия народных промыслов Нижегородской области уделяют очень мало внимания осовремениванию ассортиментных линеек, не имеют маркетинговых стратегий по продвижению продуктов, у многих нет даже фирменной упаковки, что в целом значительно сужает спрос и нивелирует покупательский интерес. Обусловлено это нехваткой кадрового ресурса , отсутствием коммуникаций с креативными индустриями (дизайн, мода). Для увеличения объемов продаж и производства в условиях глобальной русофобии и отторжения всего русского, чем в основе своей и являются народные промыслы, необходим поиск новых торговых ниш , нацеленных на внутреннего российского покупателя.Отели Нижнего Новгорода заинтересованы в организации продаж на своих площадках сувенирной продукции региона. Существующий опыт взаимодействия с предприятиями народных художественных промыслов вскрыл проблемы и недостатки: отели готовы реализовать товар либо по договору комиссии , либо по договору купли-продажи с условием постоплаты по мере реализации (поскольку не являются торговыми организациями и не владеют навыками торговли, и соответственно минимизируют свои риски. Предприятия в ответ либо полностью отказывают в продукции, либо передают малоликвидные изделия с товарных остатков, не интересные туристам. В результате значительный ресурс длительного контакта с туристом на территории не использован для предложения уникальных, региональных товаров.
Цель проекта
Создание особой линейки аутентичной, современной, конкурентоспособной сувенирной продукции с элементами народных художественных промыслов Нижегородской области, востребованной туристами и гостями региона, реализуемой через объекты инфраструктуры гостеприимства Нижнего Новгорода с целью поддержки экономики предприятий народных художественных промыслов, мастеров и коллективов, продвижения и популяризации национальных и региональных брендов и сохранения традиционного наследия нижегородского края.
(Создание утилитарных и современных изделий в сообществе с ведущими дизайнерами, передача прав на их промышленное производство предприятиям народных художественных промыслов и выведение их на туристский рынок, позволит гармонично и разумно привязывать наши исторические коды к продукту и создать особую патриотическую культуру предложения и потребления )
Задачи проекта
- Качественный нейминг и разработка брендбука проекта;
-Подготовка брифа для разработки новой сувенирной линейки;
- Определение разработчиков, заключение договоров с дизайнерскими бюро на создание утилитарных сувенирных изделий как минимум для трех целевых групп (мужчины, женщины, дети);
- Утверждение эскизов региональной сувенирной линейки изделий народных художественных промыслов, ;
- Определение функционала единого оператора, обеспечивающего беспрерывный процесс товарного обеспечения заявок отелей и коммуникаций с производителми-предприятиями, выстраивания логистических связей;
-Заключение договоров с предприятиями на изготовление новой сувенирной продукции, размещение заказа на производство прототипов;
- Коллегиальное рассмотрение изготовленных прототипов, утверждение системы ценообразования;
- Размещение заказа в производство первой партии изделий;
-Разработка и изготовление упаковки для первой партии изделий;
- Фотосъемка образцов изделий, подготовка электронного и бумажного каталога-прайса, включающего в себя краткую познавательно-образовательную информацию о нижегородских промыслах;
- Проведение переговоров и заключение договоров с отелями и доугими СКР на размещение и реализацию региональных сувениров;
- Формирование пилотных площадок по реализации особой сувенирной продукции, рекламная компания и презентация проекта "Особенное из Нижнего" на туристических и креативных событиях Нижегородской области;
- Тиражирование проекта и переход на самоокупаемость.
Наличие социальных эффектов. Количественные показатели
Социальной миссией проекта в Год культурного наследия народов России является реальная работа, нацеленная на сохранение, развитие и популяризацию традиционного наследия Нижегородской области в части бытующих народных художественных промыслов. В проект будет вовлечено не менее 8 предприятий народных художественных промыслов Нижегородской области, для которых будут разработаны новые серийные продукты, что позволит обеспечить дополнительной работой мастеров и художников и тем самым сохранить носителей школ уникального мастерства нижегородских промыслов и внести вклад в дело сохранения традиций и преемственности поколений.
Сохранение народных художественных промыслов, показатель: Количество вовлеченных в проект предприятий НХП - не менее 8;
Повышение благосостояния мастеров НХП, показатель : Количество мастеров и художников, привлеченных к процессу производства изделий не менее 150 человек;
Синергия при взаимодействии двух отраслей туризма и народных промыслов, позволяющая расширить возможности своего потенциала за счет друг друга, показатель: Количество вовлеченных в проект средств коллективного размещения Нижегородской области не менее 100 единиц.
Количество туристов ознакомившихся с историей нижегородских промыслов и новой сувенирной продукцией не менее 250 000 человек.
Количественные показатели будут определены путем прямого подсчета участниками проекта.
Наличие социальных эффектов. Качественные показатели
За последние несколько лет туриндустрия в Нижнем Новгороде развивается по особой креативной концепции: смелые фестивали, шоу столичного уровня, скоростной флот, разносторонняя событийка и современная инфраструктура делают Нижний модным центром гостеприимства. Туризм -это впечатления. Путешествуя мы хотим увидеть аутентичность новых городов, познать традиции народов, попробовать национальную кухню и взять с собой сувенир в память о поездке. Эта память должна отражать полученные эмоции. Очень много уже сделано в этом плане, появилась современная и интересная сувенирная продукция. К сожалению, основная ее масса представляет изделия массового, печатного и автоматизированного производства. Центр 800 имеет уникальный опыт по созданию юбилейной , лицензионной продукции совместно с предприятиями НХП Нижегородской области: работа складывалась сложно, даже по конкретному бренд-буку предприятия с трудом могли предоставить конкретные наработки. Но изделия промыслов всегда востребованы в качестве особенного, нижегородского продукта, и спрос на них неизменен. Однозначно необходимо сувенирную группу региона наполнять и изделиями созданными ручным способом на предприятиях в местах традиционного бытования промыслов.
Проект нацелен на позиционирование Нижегородской области как особой территории традиций, хранителя национальных культурных кодов. Современные дизайнерские решения, нестандартный подход в их создании и аутентичность новых продуктов поддержит имидж региона как ключевого креативного и инновационного центра. Рост туристического потока и значительная доля вовлеченности гостей города в проект послужит хорошим маркетинговым инструментом для продвижения туристического и исторического потенциала Нижнего Новгорода, создания особой моды на потребления товаров с нижегородским кодом. Наиболее ярким качественным показателем социального эффекта проекта может стать удовлетворенность гостей города качеством созданных региональных сувениров, что будет оценено путем опросов и анкетирования , а также покупательским спросом на особый нижегородский продукт.
Наличие образовательного эффекта. Количественные показатели
Традиционные народные художественные промыслы – это национальная культура, бренд России и «национальный геном» для людей, ассоциирующих себя с Россией, ее культурой и традициями. Народные художественные промыслы – большая национальная система, которая включает в себя историческое наследие, искусство, религию, природные экосистемы - что в целом составляет уникальный образовательно-познавательный контент. Познавая нижегородские промыслы можно узнать об истории региона, тесно связанной с условиями возникновения материального наследия, об уникальных мастерах и известных нижегородцах, о сказах и преданиях нижегородского края, древних секретах технологий изготовления.
Проект предполагает размещение в каждом номере отеля ( или другого средства коллективного размещения) особой листовки (каталога) с информацией об уникальных сувенирах, изготовленных предприятиями народных художественных промыслов, которые можно приобрести прямо в отеле. Помимо основной информации листовка будет содержать в интересном формате, поданные образовательно-познавательные материалы о культурном наследии, традициях Нижнего Новгорода и области. Система нанесенных на листовку QR-кодов со ссылкой на информационные ресурсы позволит получить гостям Столицы народных промыслов исчерпывающую информацию о нижегородских промыслах.
Количественные показатели образовательного эффекта :
-тираж листовок с образовательно-познавательным контентом, распространяемых в номерах отелей Нижнего Новгорода не менее 3 000 единиц;
- количество туристов и гостей города ознакомившихся с информационными листовками (каталогами) не менее 250 000 человек.
Также концепция образовательной составляющей конкурса мультипликативна и сочетает в себе онлайн и офлайн формы работы, позволяющие добиться максимального результата и охвата целевой аудитории и зрителей и тем самым достичь максимально-возможного решения задачи по продвижению в общество традиционных ценностей и знаний о них. Предполагается помимо информационного сайта использование интернет ресурсов (zen ,rutube) и взаимодействие с молодежью посредством интересного контента и развитых блогов. Ожидаемый охват аудитории не менее 100 000 человек.
Наличие образовательного эффекта. Качественные показатели
Задачей проекта также ставится является также воспитание интереса молодежи к российским
товарам . Выстраивание диалога между носителями традиционных знаний и активной молодежью посредством знакомства через понятные, утилитарные товары с традициями, историей и культурой , внесет свою лепту в воспитание патриотизма,гражданского сознания и любви к своей Родине среди нового, молодого поколения. Перспективной задачей проекта является создание в будущем особой потребительской культуры в российском обществе, базируемом на российских, и в частности, на нижегородских брендах.
Наличие экономического эффекта. Прямые экономические эффекты
Одной из самых знаковых миссий проекта является экономическая миссия и служит цели улучшения экономического состояния предприятий народных художественных промыслов Нижегородской области, находящихся в кризисе снижения покупательской способности. Проект "Особенное из Нижнего" предполагает увеличение объемов производства изделий народных художественных промыслов Нижегородской области за период реализации проекта не менее чем на 2,2 млн. рублей. Будет создана товарная матрица особенных сувениров для разных категорий туристов и в разном ценовом сегменте не менее чем из 15 видов изделий, наиболее характеризующих исторический и традиционный облик Нижнего новгорода. В краткосрочной трехлетней перспективе созданные товарные линейки станут дополнительным источником дохода как для предприятий народных художественных промыслов , так и для отельного бизнеса ( ожидаемый экономический эффект проекта за последующие 3 года превысит объемы вложений как минимум в 5 раз)
Наличие экономического эффекта. Косвенные экономические эффекты
Одним из наиболее ярких косвенных экономических эффектов проекта станет улучшение качества товара нижегородских промыслов, а за счет утилитарности и современного дизайна увеличится и его востребованность на покупательском рынке. Полученный опыт коммуникаций с дизайнерским сообществом позволит специалистам фабрик взглянуть на выпускаемый ассортимент изделий НХП с новой стороны, найти новые композиционные и художественные решения и обновить продукцию в целом. Кроме того будет создана новая экономическая модель взаимодействия предприятия НХП -отель с единой программой маркетингового продвижения и брендингом , которая помимо продаж , продвижения региональных брендов , несет и продвижение традиционного наследия и культуры Нижегородской области в целом.