Иван Кулибин
Фамилия Кулибина давно стала нарицательной: так обычно называют умельцев, которые своим трудом и талантом достигают невиданных результатов. А началось всё с истории нижегородца – Ивана Петровича Кулибина.
Он родился в семье торговца. Мальчик с самого детства увлекался разными механизмами, особенно часовыми. Самостоятельно изучал математику и физику. В итоге знания и опыт сделали из него выдающегося человека, а его изобретения не потеряли своего значения до сих пор.
При содействии мецената Костромина Иван Кулибин создал часы оригинальной конструкции: механизм состоял из 427 деталей и узлов. Циферблат помещался в нижней части позолоченного металлического яйца, а в верхней части каждый час раскрывались дверцы, и перед зрителем представал «чертог», где разыгрывалась сцена воскресения Христова. Часы играли несколько мелодий, среди которых была и музыка, сочинённая самим Кулибиным. Кроме того, они отбивали четверть и полчаса. На эту работу у изобретателя ушло несколько лет.
Уникальный часовой механизм представили Екатерине II по прибытии её в Нижний Новгород. Затея была одобрена, а конструктора пригласили в столицу. Кулибин сделал ещё много часовых проектов – от карманных до башенных гигантов.
Многие годы Кулибин работал механиком при Академии наук. В 1790-х по просьбе императрицы он сконструировал винтовой лифт — чтобы уже немолодой государыне было легче перемещаться по этажам Зимнего дворца.
Много трудился Кулибин над созданием оптических приборов. В 1773—1775 годах под его руководством построили первый в истории техники ахроматический микроскоп (микроскоп с объективом, который не искажал предмет).
Кулибин создал прообраз современного прожектора. Изобретённый им фонарь с зеркальным отражением увеличивал «силу света» в несколько сот раз. Иван Петрович предложил использовать фонари в том числе в качестве маяков.
Ещё одна сфера изобретательского таланта Кулибина – мостостроение. Этому он посвятил около 50 лет жизни. Так, он разработал проект одноарочного моста с деревянными фермами через Неву (аналогов ему не было во всём мире), а в 1811–1812 годах, создал и проект трёхарочного железного моста притом, что за рубежом тогда предпочитали строить из чугуна.
Кулибин всегда помнил о родном городе, поэтому в 1801 году уже на пенсии вернулся в Нижний, где после службы посвятил своё время строительству речных судов.
Оптический телеграф, «водоход», машины для добычи соли, мельницы, водяное колесо, фортепиано, телескопы, подзорные трубы, микроскопы, барометры, точные весы и многое другое — вот многообразное наследие Ивана Петровича.