blind_mode
Размер шрифта:
A
A+
A++
Межстрочный интервал:
И
И+
Цвет :
Ч/Б
Б/Ч
Ж/С
Изображения:
Вкл

21 августа 2021 года Нижний Новгород с размахом отметил большой юбилей. 800-летие стало ярким приключением для жителей и гостей города. 800-летие Нижнего — начало нового!

Специальные проекты, направленные на развитие Нижнего Новгорода в рамках 800-летия города и после юбилея.

Празднованию 800-летия Нижнего Новгорода посвятили весь 2021 год. В событийной программе было более 150 мероприятий.

«Нижний 800» подготовил материалы на актуальные темы. Будь в фокусе!

Цикл особых мероприятий в Нижнем Новгороде.

Партнёры 800-летия Нижнего Новгорода — компании и бренды, которые поддержали общую идею празднования и сделали город красивее, комфортнее и интереснее, становясь частью главного события федерального масштаба.
Оказываемая партнёрами поддержка позволила воплотить большее количество проектов.

Музыкальный перформанс во дворе нижегородского крематория

Солнечный летний день. Внутренний двор крематория, мемориальный комплекс «Сад им.». Здесь повсюду множество растений: от полевых цветов и кустов малины до молодых деревьев. В центре — так называемый репродуктор: он чем-то похож на пустой шкаф, но на деле в нём скрыта акустическая система.

В разных местах пространства готовятся к выступлению музыканты. Они не на сцене в её традиционном представлении, не на виду, а порознь, будто прячутся друг от друга.

Звучит первый звук, тут же подхватываемый ветром.

Музыкальный перформанс «Без названия» впервые проходит на территории нижегородского крематория. Арт-работа — совместное творение художника Артёма Филатова и композитора Марка Булошникова. Нижегородцы продумали закрытое выступление для участников летней философской школы Московского центра исследования сознания.

«Общая тема философской школы этого года звучит как «Метафизика возможных миров». И в ней мы заприметили понятие “модальности”, которому нашли применение в музыке. Это некий другой тип построения музыкальной структуры, где любая нота может быть самодостаточна, музыка может остановиться в любой момент и не выглядеть оборванной. Здесь нет гармонии, к которой мы привыкли. Часто звуки начинаются, но не разрешаются. Мы очень часто ищем, чтобы в конце композиции было какое-то разрешение этой темы.  В модальности всё построено совершенно по-другому. Мне пришла в голову мысль позвать потрясающего композитора Марка Булошникова, с которым мы выступили соавторами произведения», — рассказывает о новой работе художник Артём Филатов.

 

В основе музыкального перформанса — Сарабанда 1728 года, написанная Жаном-Филиппом Рамо.

Композитор сочинил это произведение для клавира, а в современное время композицию играют на клавесине, фортепиано и других клавишных инструментах. Специально для события Марк Булошников продумал своеобразную транскрипцию музыки, которая звучала на двух саксофонах и фаготе, а также была дополнена индустриальными шумами: у каждого музыканта была своя пара — «двойник», колонка-ретранслятор, из которых в случайном порядке доносились звуки.

К слову, сам Рамо занимался идеями гармонии. Вероятно, нижегородский эксперимент был бы ему интересен, но эту мысль можно только предполагать.

«Мне было важно по-своему сохранить те исходные звуковые высоты, которые были написаны у композитора Рамо. Предоставить им своеобразное соло, отказавшись от прочих элементов музыкального языка — от ритма, от тембровых обозначений. Таким образом сложилась новая структура, — поясняет необычное звучание Марк Булошников. — Думаю, что индустриальные звуки тут не мешают в силу того, что они стали самодостаточными, они такие, какие есть. В принципе все звуки, которые нас окружают, в какой-то степени бытийственные».

Перформанс состоит из случайностей и закономерностей. Общий звуковой ландшафт складывается из сложных отношений всех исполнителей между собой. Слушатели свободно перемещаются по саду в поисках каналов звуков — в одном углу слышен определённый тон, с другой стороны можно уловить большую часть звуков одновременно. С точки зрения философии, по мнению авторов, такой опыт пребывания и прослушивая стал попыткой воспроизвести модальность как размышление о возможном.

«На самом деле можно выстроить любые отношения между произведением и аудиторией. Нам не хотелось дебютировать с классическим, предметным произведением и его звучанием. Мы старались найти именно формат того, как должна звучать музыка внутри нашего сада, а не в любом другом концертном зале», — рассказывает Артём Филатов.

«Музыка, которая возникает в перформансе, не предполагает какого-то конкретного семантического решения. То пространство, где она звучит, тот контекст и люди, фактически они и формируют в своём собственном сознании эту самую семантику. Человек может находиться где-то с краю и совсем не видеть, скажем, дыма из печи крематория, и таким образом, содержание для него будет совсем иным. Тут такие тонкости, связанные уже с местоположением каждого слушателя. И это тоже по-своему интересно. Нет единого универсального кода, здесь каждый получает индивидуальное послание», — продолжает Марк Булошников.

Концерт, пусть и не в традиционном виде, — своеобразный эксперимент в пространстве «Сад им.». Это первое сотрудничество нижегородцев с философской школой Московского центра исследования сознания, но далеко не первый проект с Дмитрием Волковым, который является инициатором института. В частности, предприниматель давно коллекционирует нижегородское искусство, поддерживает Арсенал, а также участвует в проекте «Провмыза», который сейчас номинирован на премию Кандинского.

«Для меня всё происходящее очень необычно. В таком пространстве выступала впервые, и когда я только приехала, было очень жутко от этого места, — призналась саксофонистка Мадина Гуламжанова. — Особенность выступления на открытой площадке, в отличие от зала, в том, что здесь звук летит. Плюс инструмент имеет свойство нагреваться и охлаждаться, на природе он совсем по-другому звучит за счёт охлаждения. Даже если жарко — металл всё равно холодный».

Перформанс напрямую соотносится с пространством «Сад им.» в нижегородском крематории. Где, как не здесь, можно спокойно подумать о возможных мирах, о том, что ждёт человека после смерти. Этот мемориальный комплекс в 2019 году создали художники Артём Филатов (г. Нижний Новгород) и Алексей Корси (г. Москва). Он напоминаем мини-ботанический сад, дополненный звуковой инсталляцией. Обычно тут из динамиков звучит современный хорал на латыни, но вместо молитвы в нём медицинские названия органов и частей тела человека. Также можно виртуально посвятить один из видов растений Сада ушедшему близкому.

Пространство «Сад им.» приглашает посетителей на диалог о жизни и смерти, оказывая терапевтический эффект.

За арт-работу «Сад им.» в 2020 году авторы получили главную премию в области современного искусства «Инновация» в номинации «Новая генерация».

«Часто люди приезжают сюда на экскурсии, иногда ради праздного интереса, была даже история, когда здесь назначали свидания. Приезжают и эксперты, которым интересны ботаника, музыка, искусство, архитектура, ритуальная сфера. И я надеюсь, что, когда я уже буду совсем стареньким дедушкой, когда я буду умирать, я буду знать, что этот Сад до сих пор существует», — признался автор проекта «Сад им.».

Музыкальный перформанс прошёл в первый и пока единственный раз. Но сам проект «Сад им.» будет расширяться. В планах создать рядом с крематорием большой мемориальный парк.

Другие статьи

Все статьи
#статья
Событийная программа на 2023 год в Нижнем Новгороде
Подробнее
#статья
«Руками. Детям» показывает актуальность промыслов через детские изделия
Подробнее
#статья
Куда сходить с детьми в новогодние праздники в Нижнем Новгороде
Подробнее
#статья
Новогодние гуляния на Нижегородской ярмарке
Подробнее
pageup
Восстановление пароля
Введите e-mail, указанный при регистрации, чтобы мы смогли выслать инструкции по восстановлению
input
Уже зарегитрированы? Вход
Быстрый вход
или
username
Впервые на сайте? Зарегистрируйтесь
Регистрация
нового пользователя
email
Нажимая кнопку зарегистрироваться, я подтверждаю, что ознакомился и принимаю политику обработки персональных данных
Уже зарегистрированы? Вход
thanx
Пароль сгенерирован и успешно отправлен на указанную вами электронную почту

Что-то пошло не так